Делороссы и эксперты поддержат «обеление» рынка автомобильных грузоперевозчиков России

Рабочая группа по внедрению «светофора» налоговой дисциплины сформирована на заседании комитета по транспортной логистике «Деловой России», Ассоциации автомобильных грузоперевозчиков и экспедиторов «АвтоГрузЭкс», Ассоциации добросовестных налогоплательщиков РАДО при участии контрольного управления ФНС России и межрегиональной инспекции по крупнейшим налогоплательщикам службы.

По данным «АвтоГрузЭкс», себестоимость автомобильных грузоперевозок в прошлом году увеличилась на 30% из-за роста расходов на топливо, закупку и обслуживание грузовиков, а также оплату труда персонала. Компании вынуждены оптимизировать расходы, ограничивать инвестиции в автопарк и развитие новых сервисов. Вместе с запуском законопроектов необходимо выстроить меры для повышения прозрачности отрасли, чтобы с рынка не ушли небольшие компании, не увеличились тарифы и не возникла нехватка техники для доставки грузов.

«На рынке грузоперевозок сохраняется большая доля недобросовестных игроков. По данным «АвтоГрузЭкс», более 60% компаний нарушают нормы законодательства, а также демпингуют за счет оптимизации налогов и сборов. За два года разрыв между состоянием транспортных средств, а также тарифами добросовестных и остальных перевозчиков существенно вырос. Результат — повышенная аварийность в грузоперевозках и развитие неравных конкурентных условий на рынке», — заявил председатель комитета по транспортной логистике «Деловой России» Вадим Филатов.

По его словам, повысить прозрачность отрасли может введение допуска на рынок грузоперевозок и создание единой цифровой платформы, на которой компании будут обмениваться всеми данными с Минтрансом, ФНС, другими министерствами и ведомствами.

Вадим Филатов подчеркнул, что необходимо выделить конкретные показатели, которые определяли бы надежность перевозчиков для регулирующих органов, заказчиков и партнеров. Важно, чтобы параметры основывались на среднесписочной численности сотрудников компании и медианном уровне зарплат в отрасли. Это позволит бизнесу оценивать своих контрагентов в реальном времени, а в перспективе — снизить риск налоговых разрывов. Запуская новые законодательные инициативы, важно снизить риск дальнейшего падения рентабельности перевозчиков - для этого необходимо избежать повышения административной и финансовой нагрузки на бизнес, добавил эксперт.

«Заинтересованность участников рынка во внедрении понятных и прозрачных норм и критериев налицо. Сейчас актуализировались два важных момента: заинтересованность участников, которые на себе ощущают все сложности и трудности «серого» рынка; второй аспект — ФНС России детально проработала прикладные механизмы реализации концепции «обеления» рынка грузоперевозок», - сказала исполнительный директор ассоциации добросовестных налогоплательщиков РАДО Екатерина Роганова.

По ее словам, участники рынка предложили проекты с конкретными цифрами и показателями, которые предварительно проработали и предложили на прошедшем заседании, в том числе с рабочими методиками расчета. Все предложения можно закрепить и распространить на весь рынок автомобильных грузоперевозок, отметила Роганова.

Президент «Итеко» Евгений Бабаев подчеркнул, что за год на рынке автогрузоперевозок России усилилась конкуренция и выросла расходная часть перевозчиков. Небольшие компании получают конкурентные преимущества, предлагая более доступные тарифы, однако такого быть не должно, так как под удар попадают крупные компании отрасли, которые платят налоги в полном объеме, и государство.

«Я бы разделил весь рынок на две части. Первая — это небольшие игроки, которые никогда не платили налоги и не собираются этого делать. Таких большинство. Причем такие перевозчики не готовы к изменениям и будут противодействовать «обелению» рынка. Вторая часть — это игроки, которые готовы и хотят платить налоги, но нуждаются в оптимизации этой части расходов», — сказал Бабаев.

Гендиректор «Траско» Евгений Шакалида поддержал позицию добросовестных налогоплательщиков. «Мы сейчас работаем и полностью выплачиваем все налоговые начисления. Мы выступаем за развитие всей отрасли. Крупные компании — это прежде всего социально ответственный бизнес. Ответственный игрок рынка всегда гарантирует выплату зарплаты сотрудникам, выплату налогов и социальных выплат. Крупную компанию легко контролировать. Мы, как представители крупного бизнеса, хотим помочь менее крупным компаниям выйти на путь цивилизованной работы. Это важно для «обеления» всей отрасли, для улучшения жизни и экономических показателей», — добавил Шакалида. Кроме того, важно не занижать размеры зарплат для реалистичной и адекватной оценки ситуации.